Басгитара — игра пальцами

Назад- -Меню-
-Далее

Всем привет! Меня часто просят рассказать о технике игры пальцами на бас-гитаре. Этому и будет посвещен наш с вами урок. Сразу заметьте – я не хочу обижать басистов-левшей, но для того, чтобы облегчить объяснения, я буду называть ту руку, которой вы извлекаете звук, “правой рукой”. Многие из вас знают, что если вы не обладаете хорошо развитой техникой пальцев правой руки, то ваша дорога к мастерству игры на бас-гитаре будет полна разочарований и фальшивых нот. С другой стороны, если вы будете проводить время, оттачивая вашу технику звукоизвлечения, вы обнаружите, что сложное будет становится легче, и что невозможное становится возможным. Я пытаюсь донести до вас то, что работа над навыками вашей правой руки – это ценное вложение вашего времени.

Не смотря на то, что существует несколько способов извлечения звука пальцами на бас-гитаре, мы остановимся на самой простой и общеиспользуемой технике игры – поочередной игре двумя пальцами. Концепция этого приема проста: вы используете свой указательный и средний палец для удара по струнам, и вы всегда чередуете эти два пальца. У новичков редко возникают проблемы с той частью приема, которая говорит о том, что нужно играть двумя пальцами, но они иногда испытывают трудности с правилом постоянного чередования этих двух пальцев. Причина, по которой вам следует всегда чередовать указательный и средний палец заключается в том, что это звучит ровнее и позволяет играть быстрее. Некоторые басисты любят использовать «рэйк», т.е. “загребают” струны, когда при игре они переходят с высоких струн на струны, расположенные ниже. Например, когда нужно со струны G (соль — самая тонкая струна на 4-ех струнной бас-гитаре) перейти на более толстую следующую струну D (ре).

Raking («rake» = «рэйк» – продольная игра, сгребание, загребание) – термин, обозначающий прием, при котором гитарист использует один палец для игры по всем струнам.

И, хотя это и кажется экономичным, зачастую таким образом сложно сыграть чисто и игра плохо поддается контролю. Судите сами: когда вы бежите по лестнице, вам даже никогда не приходит в голову, чтобы бежать так: левая нога, левая нога, правая, левая, левая, левая и т.д. Это не только замедлит ваше движение, но вы можете и упасть! Если вы твердо настроитесь лишь на последовательное чередование, вы будете играть с большей ловкостью и контролем.


Используя двухпальцовую технику, вы можете опирать свой большой палец на одно определенное место (рисунок 1), иметь изменяющуюся опору, или использовать “безопорный метод” (свободное положение на весу). Игра с опорой на одно определенное место популярна потому, что она дает вам контрольную точку опоры, которая никогда не меняется. Хардроковые и металлические басисты любят эту технику потому, что опора дает им больше силы и помогает играть, в то время как они скачут по сцене.

Техника игры с передвижной опорой по-прежнему обеспечивает силу в игре, но она помогает приглушить те струны, на которых вы не играете. Когда вы играете на струне “ми” (или на струне “си” – да, вы пятиструнники!), вы опираете ваш палец на звукосниматель или “thumb-rest” (специальная опора для большого пальца). Когда вы играете на струне “ля”, вы двигаете свой палец таким образом, что он опирается на струну “ми” (предохраняя ее от вибраций и добавления шума). Когда вы играете на струне “ре”, то вы опираете свой палец на струну “ля”, но позволяете части пальца прикасаться к струне “ми”, чтобы заглушить ее. (Рисунок 4). Игра с передвижной опорой превосходно подходит для работы в студии, потому что она держит резонирующие колебания под контролем.

Техника “безопорной игры” используется нечасто, но те, кто использует эту технику, являются ее страстными сторонниками. Попросту говоря, вы не опираете свой палец ни на какую точку бас гитары и позволяете вашей руке “плавать” над струнами. Сторонники этого приема любят ее свободу и признают, что они могут играть с достаточной силой.

В независимости от техники, которую вы выберите, вот несколько упражнений, которые вы можете использовать для улучшения вашей скорости, слаженности и силы. При игре вы можете заглушить струны вашей левой рукой, и это поможет вам сконцентрироваться над вашей рукой, которой вы извлекаете звук. Основная вещь, которую вам нужно запомнить – постоянное чередование указательного и среднего пальцев. Никогда не играйте две следующих друг за другом ноты одним и тем же пальцем. (Для простоты все упражнения написаны для 4-ех струнной бас гитары. Вы можете легко расширить их для 5-ти и более струнных басов). “i” обозначает указательный палец, а “m” обозначает средний палец.

Упражнение 1:

Упражнение 2:

Упражнение 3:

Упражнение 4:

Начинайте каждое упражнение медленно и используйте метроном для гарантии вашей слаженности. Когда вы почувствуете, что вы играете ровно, и что вы всегда чередуете пальцы, медленно увеличивайте темп. Через короткий промежуток времени, вы будете играть проворно и убедительно, и ваша общая игра намного улучшиться.

Каждый раз, когда я провожу семинары по поводу правильной игры пальцами, это побуждает дискуссии и споры. Вот вопросы, которые мне наиболее часто задают и мои ответы:

Вопрос: Вы обучаете нас технике игры “двумя пальцами”, при которой пальцы всегда чередуются. Но тем не менее, я вижу много известных гитаристов, которые используют один палец, или же они не всегда играют попеременно. Какой же способ правильный?

Ответ: На самом деле нет “правильного” способа. Некоторые замечательные басисты прекрасно играют, используя широкое разнообразие приемов. Мне вспоминается разговор, который состоялся у меня с известным исполнителем, у которого был достаточно странный стиль игры правой рукой. Я спросил его, считает ли он, что его техника игры наилучшая. Он ответил: “Ни в коем случае! Мне потребовалось 20 лет для того, чтобы научиться играть быстро и ровно. Дети, которые обучаются играть правильным образом, могут достичь того же за месяцы!!!”. Эти слова заставили меня серьезно задуматься.

Вопрос: Если использование двух пальцев — это хорошо, может тогда уж лучше использовать три пальца? Как насчет четырех?

Ответ: Много лет назад Стив Бейли (Steve Bailey) шокировал меня тем, что можно выделывать, играя тремя пальцами. По моему мнению, Стив обладает самой лучшей техникой игры тремя пальцами на планете. Гари Уиллис также является мастером-джедаем этой техники. Я пытался разучить обе техники, когда я занимался с ними, но я никогда не чувствовал комфорта при их использовании. Мой совет: попробуйте каждую технику, которую вы можете и выбирайте ту, которая наиболее подходит вашему стилю.

Ну вот, пожалуй, и все. Удачи в ваших занятиях и пишите письма с вашими вопросами! До следующего раза! Оставайтесь на связи!!! Дейл Титус ( Dale Titus).