Басгитара — гаммы.

Назад- -Меню-
-Далее

В 1995 году я проводил семинары по игре на бас-гитаре в городе Рено, штат Невада. Не смотря на то, что бушевала зимняя буря, музыкальный магазин был забит до отказа полными энтузиазма бас-гитаристами, каждый из которых желал получить ответ на свои самые волнующие вопросы. Как и всегда, я заканчивал тот семинар ответом на вопросы слушателей. Эту часть семинаров я люблю больше всего, потому что она дает мне возможность оказать конкретную помощь моим басовым собратьям. По крайней мере, я на это надеюсь.
Последним гитаристом, задававшим мне вопрос, был молодой человек лет 20 с чем-то, который казался очень прилежным и серьезным. Он сказал: “Я выучил все гаммы в мире, но я не думаю, что благодаря этому я стал хоть немного лучше играть. Чего хорошего вообще в этих гаммах?” Я попросил расстроенного басиста присоединиться ко мне на импровизированной сцене, чтобы мы могли обсудить эту проблему. Вскоре он сел рядом со мной и подключил мою запасную бас-гитару. Я попросил его сыграть мне гамму соль-мажор. В мгновение ока он сыграл одноактавную гамму соль-мажор, начиная с третьего лада струны ми. Тогда я спросил его, может ли он сыграть гамму соль-мажор где-либо еще на грифе.
Это его озадачило. Если быть точнее, то он выглядел так, будто сожалел, что вообще задал этот вопрос.
Затем я спросил его, знает ли он ноты гаммы соль-мажор.
С него градом полился пот.
Пытаясь хоть как-то утешить его, я предложил ему поджемовать на основе соль мажорного аккомпанемента, чтобы он мог сымпровизировать соло при помощи гаммы соль-мажор, а я бы мог еще больше оценить его теоретическое понимание. Я заиграл простой аккордовый аккомпанемент Gmaj7 и мой сообщник в это время “рожал” кое-какие идеи… Все они сводились к одноактавной соль-мажорной аппликатуре, которую он продемонстрировал ранее. И играл он только идеи на основе восходящей гаммы.
После этой короткой джем сессии, я преподал один урок, который я повторю теперь для вас.
В “знании” гаммы кроется куда больше, чем просто способность сыграть одноактавный пример. Вам нужно выучить гамму интеллектуально, так же как и физически. Вы должны быть способны отобразить гамму на бумаге, также как и исполнить ее во всех возможных направлениях на вашей бас-гитаре.
Для того чтобы лучше понимать гамму, вам нужно начать с того, что вы отложите свой бас и возьмете нотную тетрадь. (В целях этого урока я буду использовать гамму до мажор для всех упражнений. Убедитесь в том, что вы примените эти упражнения ко всем гаммам, которые вы знаете и всем гаммам, которые вы хотите выучить).
Используя ручку и бумагу, сделайте следующее:
1.; Напишите ноты одноактавной гаммы ( то есть C D E F G A B C). Заучите наизусть ноты, чтобы вы не были ограничены игрой лишь формой гаммы.
2.; Объедините первую, третью, пятую и седьмую ноты (то есть C E G B). Эти ноты – это аккордовые ударения гаммы. Как только вы проанализируете их, вы узнаете, к какому аккорду относится данная гамма. (Гамма до мажор непосредственно относится к аккорду Cmaj7). Если вы не знаете с каким аккордом или аккордами гармонирует ваша гамма, как же вы тогда узнаете когда ее использовать? Если вы затрудняетесь определить, какой аккорд образуют аккордовые ударения, обратитесь к одному из многочисленных басовых форумов в Интернете. Я уверен, что они ответят на ваш вопрос.
Теперь, когда вы заложили основу, самое время взять ваш бас и применить ваши знания на практике. Играйте подряд все нотные последовательности, данные ниже, до тех пор, пока вы не сможете исполнять их уверенно и ровно. Убедитесь в том, что вы проиграете данные последовательности для всех гамм, которые вы знаете, во всех двенадцати тональностях. Этот процесс углубит ваше знание гамм и сделает их куда более полезными. Вы будете удивлены, насколько более богатой и творческой станет ваша игра!

Последовательность 1:
Играйте одноактавную гамму, восходящую и нисходящую, начиная с каждой тоники, которая есть на струнах E (ми) и А (ля). (И на струне B-си, если у вас таковая есть).

Последовательность 2:
Играйте одноактавную гамму, восходящую и нисходящую, только на двух струнах.

Последовательность 3:
Играйте одноактавную гамму, восходящую и нисходящую, только на одной струне.

Последовательность 4:
Играйте одноактавную гамму (и затем двухактавную) восходящую и нисходящую, последовательностями из 2 нот.

Последовательность 5:
Играйте одноактавную гамму (и затем двухактавную) восходящую и нисходящую, последовательностями из трех нот.

Последовательность 6:
Играйте одноактавную гамму (и затем двухактавную) восходящую и нисходящую, последовательностями из четырех нот.

Последовательность 7:
Играйте одноактавную гамму (и затем двухактавную) восходящую и нисходящую, используя модель ниже.

Удачи в ваших занятиях!!!