В Н И М А Н И Е

Назад- -Меню-
-Далее

(УИВЕРСАЛЬЫЙ ВЫЧИСЛИТЕЛЬ АККОРДОВ ГИТАРОЙ АППЛИКАТУРЫ)

Hа протяжении многих лет человечество пыталось раскрыть тайну УИВЕРCAЛЬ-
ОГО ВЫЧИСЛИТЕЛЯ АККОРДОВ для гитары. В застойные времена в любом магазине
культтоваров можно было приобрести «определитель аппликатуры аккордов» —
сложное механическое изделие, состоящее из дюралюминиевых пластины и диска
с прорезями. Вращая диск, можно было определить несколько основных видов
аккордов в любой из тональностей. Идея сама по себе неплохая, но сложные
аккорды по этому прибору определить было нельзя. Предпринимались также
попытки собрать все существующие аккорды в один каталог. Автор данной статьи
в свое время долго гонялся за книгой «5000 аккордов для шестиструнной гитары»
издательства «EDITIO MUSICA BUDAPEST» и добыл-таки ее, но многих нужных
аккордов там так и не оказалось.

И вот, после сложных теоретических изысканий эта Великая Тайна наконец
была раскрыта. Я не хотел бы унести ее с собой в могилу, ибо знаю,
сколь великих трудов подчас стоит найти нужный аккорд, а посему спешу
поделиться ею со всеми гитаристами.
Итак, предлагаю Вашему вниманию сей скромный труд:

==============================================================

Как открыл для себя автор данной статьи, воспользовавшись классической
теорией музыки, существуют семь основных нот:

до   ре   ми   фа   соль ля   сии

или в буквенном обозначении:

C    D    E    F    G    A    B

Тут я сразу хочу оговориться, что ноту «Си» я буду обозначать буквой «В».
а мой взгляд, это более логично, ибо, как за «А» следует «В», так и за
«Ля» следует «Си». Вообще, обозначать ноту «Си» буквой «H» придумали немцы,
которые хотели нас запутать и таким образом отомстить за поражение в Вели-
кой Отечественной войне. Англичане, американцы и вообще все прогрессивное
человечество обозначают ноту «си» буквой «B».

Продолжим этот ряд дальше и пронумеруем каждую ноту по порядку, начиная
с ноты «до»:

C    D    E    F    G    A    B    C    D    E    F    G    A

1    2    3    4    5    6    7    8    9    10   11   12   13

Эти цифры называются ступенями звукоряда. а них и строятся все
аккорды.

В классической музыке эти ступени называются следующим образом
(в принципе, это знать не обязательно, но желательно, т.к.
они часто встречаются в музыкальной литературе):

1 — тоника (прима);
2 — секунда;
3 — терция;
4 — кварта;
5 — квинта;
6 — секста;
7 — септима;
8 — октава;
9 — нона;
10 — децима;
11 — ундецима;
12 — секдецима;
13 — терцдецима.

Простой аккорд, который обозначается всего одной буквой — это мажорное
трезвучие. Он поэтому и называется трезвучием, что состоит всего из трех
звуков. Эти звуки — тоника, терция и квинта, то есть 1, 3 и 5 ступени.
Поэтому можно с уверенностью утверждать, что в аккорд, который обозначается
буквой «C»(до-мажор) входят ноты «до», «ми», и «соль». Те, кто знают, где
на гитарном грифе находятся эти ноты (см. приложение 1), смогут без труда
поcтроить различные варианты аккорда до-мажор:

6    5    4    3    2    1  - это номера струн
|    |    |    о5   |    о3
--|----|----|----|----|----|--      -
|    |    |    |    х1   |   I     |    это
Вар.1     --|----|----|----|----|----|--       |
|    |    х3   |    |    |   II     >   номера
--|----|----|----|----|----|--       |
х5   х1   |    |    |    |   III   |    ладов
--|----|----|----|----|----|--      -

(значок «х» означает, что в этом месте струну следует прижать
пальцем, а цифра рядом — номер ступени аккорда. Значок «о» озна-
чает открытую струну).

6    5    4    3    2    1
--|----|----|----|----|----|--
x5   x1   |    |    |    х5   III
--|----|----|----|----|----|--
Вар.2      |    |    |    |    |    |    IV
--|----|----|----|----|----|--
|    |    x5   x1   x3   |     V
--|----|----|----|----|----|--


6    5    4    3    2    1
--|----|----|----|----|----|--
x1   |    |    |    x5   x1    VIII
--|----|----|----|----|----|--
Вар.3      |    |    |    x3   |    |      IX
--|----|----|----|----|----|--
|    x5   x1   |    |    |       X
--|----|----|----|----|----|--

Если в обозначении аккорда есть буква «m», то это минорный аккорд.
апример, аккорд Cm — это минорное трезвучие, которое отличается
от мажорного только тем, что третья ступень в нем понижена на пол-тона.
а гитарном грифе следует переместить третью ступень на один лад вверх,
и мы получим вместо «до-мажора» аккорд «до-минор»:

6    5    4    3    2    1  - это номера струн
|    |    |    о5   |    -
--|----|----|----|----|-------      -
|    |    x(m) |    х1   -   I     |    это
Вар.1     --|----|----|----|----|-------       |
|    |    |    |    |    -   II     >   номера
--|----|----|----|----|-------       |
х5   х1   |    |    |    -   III   |    ладов
--|----|----|----|----|-------      -

(Буква «m» означает пониженную третью ступень, которая превращает аккорд
в минорный)

В этом варианте первую струну придется заглушить, потому что третья ступень
была на открытой первой струне, и выше ладов уже нет.

6    5    4    3    2    1
--|----|----|----|----|----|--
x5   x1   |    |    |    х5   III
--|----|----|----|----|----|--
Вар.2      |    |    |    |    x(m) |    IV
--|----|----|----|----|----|--
|    |    x5   x1   |    |     V
--|----|----|----|----|----|--




6    5    4    3    2    1
--|----|----|----|----|----|--
x1   |    |    x(m) x5   x1    VIII
--|----|----|----|----|----|--
Вар.3      |    |    |    |    |    |      IX
--|----|----|----|----|----|--
|    x5   x1   |    |    |       X
--|----|----|----|----|----|--

Если аккорд имеет в своем обозначении какую-либо цифру, то это
означает добавление соответствующей ступени. апример, аккорд
C6 имеет кроме 1-й, 3-й и 5-й ступеней еще и 6-ю ступень (ноту «ля»):
Может добавляться не одна, а больше ступеней. Тогда в обозначении
аккорда они разделяются знаком «/». апример, аккорд С6/9 состоит
из 1-й, 3-й, 5-й, 6-й и 9-й ступеней. (9-я ступень — это нота «ре»):

6    5    4    3    2    1  - это номера струн
|    |    о9   |    |    о3
--|----|----|----|----|----|--      -
|    |    |    |    х1   |   I     |    это
Вар.1     --|----|----|----|----|----|--       |
|    |    |    о6   |    |   II     >   номера
--|----|----|----|----|----|--       |
х5   х1   |    |    |    |   III   |    ладов
--|----|----|----|----|----|--      -

(значок «х» означает, что в этом месте струну следует прижать
пальцем, а цифра рядом — номер ступени аккорда. Значок «о» озна-
чает открытую струну).

6    5    4    3    2    1
--|----|----|----|----|----|--
x5   |    |    |    |    |    III
--|----|----|----|----|----|--
Вар.2      |    |    |    |    |    |    IV
--|----|----|----|----|----|--
|    х9   x5   x1   х3   х6    V
--|----|----|----|----|----|--


6    5    4    3    2    1
--|----|----|----|----|----|--
|    |    |    |    |    x1    VIII
--|----|----|----|----|----|--
Вар.3      |    |    |    x3   |    |      IX
--|----|----|----|----|----|--
х9   x5   x1   |    х6   |       X
--|----|----|----|----|----|--


Если в обозначении аккорда встречается «+» или «-» («#» или «b»),
то это означает что соответствующую ступень следует повысить или
понизить на пол-тона, т.е. на гитарном грифе перенести ее на один
лад вниз или вверх соответственно. апример, аккорд C5+ — это
«до-мажор» с повышенной пятой ступенью:

6    5    4    3    2    1  - это номера струн
|    |    |    |    |    о3
--|----|----|----|----|----|--      -
|    |    |    x5+  х1   |   I     |    это
Вар.1     --|----|----|----|----|----|--       |
|    |    х3   |    |    |   II    |   номера
--|----|----|----|----|----|--        >
|    х1   |    |    |    |   III   |    ладов
--|----|----|----|----|----|--       |
x5+  |    |    |    |    |   IV    |
--|----|----|----|----|----|--      -


6    5    4    3    2    1
--|----|----|----|----|----|--
|    x1   |    |    |    |    III
--|----|----|----|----|----|--
Вар.2      x5+  |    |    |    |    x5+  IV
--|----|----|----|----|----|--
|    |    |    x1   x3   |     V
--|----|----|----|----|----|--
|    |    x5+  |    |    |     VI
--|----|----|----|----|----|--


6    5    4    3    2    1
--|----|----|----|----|----|--
x1   |    |    |    |    x1    VIII
--|----|----|----|----|----|--
Вар.3      |    |    |    x3   x5+  |      IX
--|----|----|----|----|----|--
|    |    x1   |    |    |       X
--|----|----|----|----|----|--
|    x5+  |    |    |    |      XI
--|----|----|----|----|----|--

Может быть, не все из этих аккордов удобно брать на грифе, они
здесь приведены только в качестве примеров. иже будет показано,
как находить более удобные варианты.

Я не хочу больше утомлять читателей описанием всевозможных
аккордов. Подытожим только общий принцип их построения:

— Аккорд, обозначаемый одной буквой, состоит из 1, 3, и 5 ступеней;

— В аккорде с буквой «m» третья ступень сдвинута на один лад вверх;

— Аккорд, имеющий в своем обозначении цифру, означает добавление соответству-
ющей ступени (особый случай для цифры «4». Ее присутствие означает, что
третья ступень заменяется четвертой)

— Аккорд, имеющий в своем обозначении плюс или минус, означает сдвиг соответ-
ствующей ступени на один лад вниз или вверх.

А как находить эти ступени на грифе? Если мы знаем,где находится
хотя бы одна из ступеней, то остальные найти довольно просто. Как устано-
вил автор данной статьи, при перемещении с шагом в один лад вниз по любой
струне ступени меняются в следующем порядке:

1 (тоника)
9- (уменьшенная нона)
9 (чистая нона)
9+, она же «m» (увеличенная нона совпадает с уменьшенной минорной терцией)
3 (мажорная терция)
4, она же 11 (кварта совпадает с ундецимой)
5- (уменьшенная квинта)
5 (чистая квинта)
5+ (увеличенная квинта)
6, она же 13 (секста совпадает с терцдецимой)
7 (чистая септима)
7+ (увеличенная септима)
1 (тоника)
….
и так далее.

Так как гитарные струны имеют фиксированную настройку относительно друг
друга, то и относительное расположение ступеней на всем грифе строго
фиксировано. апример, если найти первую ступень на каком-то из ладов первой
струны, то на второй струне на этом же ладу будет пятая ступень, и т. д.
Это дает возможность, зная аккорд в одной тональности, построить аккорд
того же типа в другой тональности, перенеся его по грифу на определенное
количество ладов вверх или вниз. При этом форма самого аккорда не изменяется.
апример, сравним аккорды «до-мажор» и «ре-мажор», у которых тоника на первой
струне:

6    5    4    3    2    1
--|----|----|----|----|----|--
C        x1   |    |    |    x5   x1    VIII
--|----|----|----|----|----|--
"До-мажор"   |    |    |    x3   |    |      IX
--|----|----|----|----|----|--
|    x5   x1   |    |    |       X
--|----|----|----|----|----|--


6    5    4    3    2    1
--|----|----|----|----|----|--
D        x1   |    |    |    x5   x1      X
--|----|----|----|----|----|--
"Ре-мажор"   |    |    |    x3   |    |       XI
--|----|----|----|----|----|--
|    x5   x1   |    |    |       XII
--|----|----|----|----|----|--

Как мы здесь видим, форма аккорда и взаиморасположение ступеней сохранились,
изменились только номера ладов. В первом случае тоника (нота «до») находится
на восьмом ладу первой струны, а во втором случае тоника (нота «ре») находится
на десятом ладу. А если абстрагироваться от ладов, то можно найти аккорд этого
типа для любой тональности. апример, мы хотим построить аккорд F («фа-мажор»)
того же типа, то есть с тоникой на первой струне. Пользуясь приложением 1, на-
ходим тонику (ноту «фа») на первой струне. Она находится на первом ладу (и на
тринадцатом тоже, но там брать не очень удобно). Зная форму аккорда, строим
его от первого лада и получаем искомый «фа-мажор»

6    5    4    3    2    1
--|----|----|----|----|----|--
F        x1   |    |    |    x5   x1      I
--|----|----|----|----|----|--
"Фа-мажор"   |    |    |    x3   |    |       II
--|----|----|----|----|----|--
|    x5   x1   |    |    |       III
--|----|----|----|----|----|--

А теперь разовьем эту идею еще дальше. Представим себе бесконечный
виртуальный гитарный гриф. Зная взаиморасположение ступеней, заполним
все его лады, начиная, скажем, с первой ступени на первой струне:

6        5        4        3        2        1

~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
--|--------|--------|--------|--------|--------|--
1       4(11)     7       9+(m)     5        1
--|--------|--------|--------|--------|--------|--
9-       5-       7+       3        5+       9-
--|--------|--------|--------|--------|--------|--
9        5        1       4(11)    6(13)     9
--|--------|--------|--------|--------|--------|--
9+(m)     5+       9-       5-       7       9+(m)
--|--------|--------|--------|--------|--------|--
3       6(13)     9        5        7+       3
--|--------|--------|--------|--------|--------|--
4(11)     7       9+(m)     5+       1       4(11)
--|--------|--------|--------|--------|--------|--
5-       7+       3       6(13)     9-       5-
--|--------|--------|--------|--------|--------|--
5        1       4(11)     7        9        5
--|--------|--------|--------|--------|--------|--
5+       9-       5-       7+      9+(m)     5+
--|--------|--------|--------|--------|--------|--
6(13)     9        5        1        3       6(13)
--|--------|--------|--------|--------|--------|--
7       9+(m)     5+       9-      4(11)     7
--|--------|--------|--------|--------|--------|--
7+       3       6(13)     9        5-       7+
--|--------|--------|--------|--------|--------|--
1       4(11)     7       9+(m)     5        1
--|--------|--------|--------|--------|--------|--
9-       5-       7+       3        5+       9-
--|--------|--------|--------|--------|--------|--
9        5        1       4(11)    6(13)     9
--|--------|--------|--------|--------|--------|--
9+(m)     5+       9-       5-       7       9+(m)
--|--------|--------|--------|--------|--------|--
3       6(13)     9        5        7+       3
--|--------|--------|--------|--------|--------|--
4        7       9+(m)     5+       1       4(11)
--|--------|--------|--------|--------|--------|--
5-       7+       3       6(13)     9-       5-
--|--------|--------|--------|--------|--------|--
5        1        4        7        9        5
--|--------|--------|--------|--------|--------|--
5+       9-       5-       7+      9+(m)     5+
--|--------|--------|--------|--------|--------|--
6(13)     9        5        1        3       6(13)
--|--------|--------|--------|--------|--------|--
7       9+(m)     5+       9-      4(11)     7
--|--------|--------|--------|--------|--------|--
7+       3       6(13)     9        5-       7+
--|--------|--------|--------|--------|--------|--
1       4(11)     7       9+(m)     5        1
--|--------|--------|--------|--------|--------|--
... и так далее до бесконечности
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

Мы получили таблицу взаиморасположения ступеней (ТВС) на гитарном грифе.

С помощью этой таблицы можно вычислить любой, даже самый сложный аккорд.
апример, нужно построить аккорд A7/9-

1. определяем, какие ступени входят в этот аккорд:
1-я, 3-я, 5-я, 7-я и пониженная 9-я.

2. выбираем, на какой струне будет тоника.

3. с помощью таблицы находим на этой струне цифру «1»

4. ищем поблизости на остальных струнах цифры «3», «5», «7» и «9-»
в произвольном порядке так, чтобы аккорд было удобней взять.

5. пользуясь приложением 1, находим лад, на котором находится тоника
на выбранной струне — аккорд вычислен!

Допустим, тоника будет на шестой струне. Пользуясь таблицей, находим
варианты аккордов:

6    5    4    3    2    1
--|----|----|----|------------
|    |    |    x9-  -    -
--|----|----|----|------------
вар.1        |    x3   |    |    -    -
--|----|----|----|------------
x1   |    x7   |    -    -
--|----|----|----|------------



6    5    4    3    2    1
--|---------|----|----|----|--
x1   -    x7   |    x5   |
--|---------|----|----|----|--
вар.2        |    -    |    x3   |    x9-
--|---------|----|----|----|--
|    -    |    |    |    |
--|---------|----|----|----|--



6    5    4    3    2    1
--|----|----|----|----|-------
x1   |    |    |    |    -
--|----|----|----|----|-------
|    |    |    x3   |    -
--|----|----|----|----|-------
вар.3        |    x5   |    |    |    -
--|----|----|----|----|-------
|    |    x9-  |    x7   -
--|----|----|----|----|-------

Вариантов может быть бесчисленное множество, хватило бы пальцев
на левой руке.

С помощью приложения 1 находим на шестой струне ноту «ля». Она находится
на пятом ладу. умеруем лады для найденных вариантов:

6    5    4    3    2    1
--|----|----|----|------------
А7/9-        |    |    |    x9-  -    -     III
--|----|----|----|------------
|    x3   |    |    -    -     IV
вар.1      --|----|----|----|------------
x1   |    x7   |    -    -      V
--|----|----|----|------------



6    5    4    3    2    1
--|---------|----|----|----|--
x1   -    x7   |    x5   |       V
A7/9-      --|---------|----|----|----|--
|    -    |    x3   |    x9-     VI
--|---------|----|----|----|--
вар.2        |    -    |    |    |    |       VII
--|---------|----|----|----|--



6    5    4    3    2    1
--|----|----|----|----|-------
x1   |    |    |    |    -       V
A7/9-      --|----|----|----|----|-------
|    |    |    x3   |    -       VI
--|----|----|----|----|-------
вар.3        |    x5   |    |    |    -       VII
--|----|----|----|----|-------
|    |    x9-  |    x7   -       VIII
--|----|----|----|----|-------

Следует отметить, что не обязательно, чтобы в аккорд входили
все ступени. апример, в первом варианте отсутствует 5-я ступень.
Бывают аккорды, где отсутствует даже сама тоника. Во втором и третьем
вариантах удобнее брать аккорд без шестой струны, от этого его функция
не меняется. Главное, чтобы в аккорде не было лишних ступеней.

При построении аккорда с помощью ТВС не обязательно «плясать»
от первой ступени, можно и от любой другой. апример, найдем аккорд
Gm6 («соль-минор с секстой»).

В него входят 1-я ступень, пониженная 3-я («m»), 5-я и 6-я. Вот от 6-й
ступени и будем отталкиваться. Допустим, что она находится на 4-й струне.
аходим в таблице цифру «6» на 4-й струне и рядом ищем «1», «m», и «5».
Получаем вариант:

6    5    4    3    2    1
--|----|----|----|----|----|--
|    xm   |    |    |    |
--|----|----|----|----|----|--
|    |    x6   |    |    |
--|----|----|----|----|----|--
x1   |    |    xm   x5   x1
--|----|----|----|----|----|--

Тоника здесь автоматически обнаружилась на 1-й (6-й) струне. С помощью
приложения 1 определяем, что нота «соль» на первой струне находится
на третьем ладу. умеруем лады и получаем искомый аккорд:

6    5    4    3    2    1
--|----|----|----|----|----|--
|    xm   |    |    |    |     I
Gm6      --|----|----|----|----|----|--
|    |    x6   |    |    |     II
--|----|----|----|----|----|--
x1   |    |    xm   x5   x1    III
--|----|----|----|----|----|--

Пожалуй, удобнее его брать без 5-й и 6-й струн, тем более что эти
ступени уже есть на 3-й и 1-й струнах.

При помощи ТВС можно не только искать новые аккорды, но и анализировать
уже имеющиеся. апример, помнится, в эхе GUITAR.SONGS кто-то приводил
два варианта аккорда Е7 и спрашивал, какой из них правильный:

6    5    4    3    2    1
o    |    o    |    o    o
--|----|----|----|----|----|--
|    |    |    x    |    |       I
E7       --|----|----|----|----|----|--
|    x    |    |    |    |       II
--|----|----|----|----|----|--
вар.1        |    |    |    |    |    |       III
--|----|----|----|----|----|--



6    5    4    3    2    1
o    |    |    |    |    o
--|----|----|----|----|----|--
|    |    |    x    |    |       I
E7       --|----|----|----|----|----|--
|    x    x    |    |    |       II
--|----|----|----|----|----|--
вар.2        |    |    |    |    x    |       III
--|----|----|----|----|----|--

Пользуясь приложением 1, определяем что нота «ми» (тоника аккорда)
находится на открытой шестой (первой) струне. С помощью ТВС определяем,
какие ступени присутствуют в этих аккордах:

6    5    4    3    2    1
o1   |    o7   |    o5   o1
--|----|----|----|----|----|--
|    |    |    x3   |    |       I
E7       --|----|----|----|----|----|--
|    x5   |    |    |    |       II
--|----|----|----|----|----|--
вар.1        |    |    |    |    |    |       III
--|----|----|----|----|----|--



6    5    4    3    2    1
o1   |    |    |    |    o1
--|----|----|----|----|----|--
|    |    |    x3   |    |       I
E7       --|----|----|----|----|----|--
|    x5   x1   |    |    |       II
--|----|----|----|----|----|--
вар.2        |    |    |    |    x7   |       III
--|----|----|----|----|----|--

В обоих вариантах присутствуют 1-я, 3-я, 5-я и 7-я ступени.
Следовательно, оба варианта верны.

Таков общий принцип построения и анализа аккордов с помощью ТВС.
Еще раз хочу подчеркнуть, что все зависит от Вашей фантазии. Вы можете
использовать любые аккорды, главное, чтобы произведение, которое вы
исполняете, звучало так, как нравится Вам и Вашим друзьям. е бойтесь
экспериментировать, и Вы добьетесь своего.

Желаю всем творческих успехов!

Андрей Антонов, г. Севастополь

========================================================

ПРИЛОЖЕИЕ 1

Расположение нот на гитарном грифе:

6       5       4       3       2       1

E       A       D       G       B       E
--|-------|-------|-------|-------|-------|--
I      F       A#(Bb)  D#(Eb)  G#(Ab)  C       F
--|-------|-------|-------|-------|-------|--
II   F#(Gb)    B       E       A     C#(Db)  F#(Gb)
--|-------|-------|-------|-------|-------|--
III     G       C       F     A#(Bb)    D       G
--|-------|-------|-------|-------|-------|--
IV   G#(Ab)  C#(Db)  F#(Gb)    B     D#(Eb)  G#(Ab)
--|-------|-------|-------|-------|-------|--
V      A       D       G       C       E       A
--|-------|-------|-------|-------|-------|--
VI   A#(Bb)  D#(Eb)  G#(Ab)  C#(Db)    F     A#(Bb)
--|-------|-------|-------|-------|-------|--
VII     B       E       A       D     F#(Gb)    B
--|-------|-------|-------|-------|-------|--
VIII    C       F     A#(Bb)  D#(Eb)    G       C
--|-------|-------|-------|-------|-------|--
IX   C#(Db)  F#(Gb)    B       E     G#(Ab)  C#(Db)
--|-------|-------|-------|-------|-------|--
X      D       G       C       F       A       D
--|-------|-------|-------|-------|-------|--
XI   D#(Eb)  G#(Ab)  C#(Db)  F#(Gb)  A#(Bb)  D#(Eb)
--|-------|-------|-------|-------|-------|--
XII    E       A       D       G       B       E
--|-------|-------|-------|-------|-------|--
XIII    F     A#(Bb)  D#(Eb)  G#(Ab)    C       F
--|-------|-------|-------|-------|-------|--
XIV   F#(Gb)    B       E       A     C#(Db)  F#(Gb)
--|-------|-------|-------|-------|-------|--
XV      G       C       F     A#(Bb)    D       G
--|-------|-------|-------|-------|-------|--
XVI   G#(Ab)  C#(Db)  F#(Gb)    B     D#(Eb)  G#(Ab)
--|-------|-------|-------|-------|-------|--
XVII    A       D       G       C       E       A
--|-------|-------|-------|-------|-------|--
XVIII A#(Bb)  D#(Eb)  G#(Ab)  C#(Db)    F     A#(Bb)
--|-------|-------|-------|-------|-------|--
XIX     B       E       A       D     F#(Gb)    B
--|-------|-------|-------|-------|-------|--
XX      C       F     A#(Bb)  D#(Eb)    G       C
--|-------|-------|-------|-------|-------|--
XXI   C#(Db)  F#(Gb)    B       E     G#(Ab)  C#(Db)
--|-------|-------|-------|-------|-------|--
XXII    D       G       C       F       A       D
--|-------|-------|-------|-------|-------|--
XXIII D#(Eb)  G#(Ab)  C#(Db)  F#(Gb)  A#(Bb)  D#(Eb)
--|-------|-------|-------|-------|-------|--
XXIV    E       A       D       G       B       E
--|-------|-------|-------|-------|-------|--

=================================================

ПРИЛОЖЕHИЕ 2

FAQ-ЛИСТ (Список наиболее часто задаваемых вопросов и ответов):
——————————————————————————
Вопрос: В обозначениях аккордов часто встречаются всякие таинственные знаки
типа «sus», «аug», «dim» и другие. Что это такое?

Ответ: Csus — это то же, что C4 ;
Caug — это то же, что C5+ ;
Cdim (или C с ноликом) — это уменьшенный аккорд, то же, что и Cm6/5- ;
Cmaj (или Cmaj7+) — это то же, что C7+ ;
C с перечеркнутым ноликом — полууменьшенный аккорд, то же что Cm7/5- .
——————————————————————————
Вопрос: Если 4-я ступень совпадает с 11-й, 6-я с 13-й, 9+ с минорной терцией,
то чем же отличаются аккорды:
С4 и С11; D6 и D13; E9+ и Em ?

Ответ: если в обозначении аккорда встречаются цифры 11 или 13, то в нем,
кроме 4-й или 6-й ступени обязательно должна присутствовать и 7-я
(а иногда и 9-я): С11=С4/7(C4/7/9); D13=D6/7(D6/7/9).
апример, легендарная «Venus»(«She’s got it») группы Shocking Blue
начинается с аккорда B11:

6    5    4    3    2    1
--|----|----|----|----|----|--
x1   |    x7   |    x5   x1      VII
B11      --|----|----|----|----|----|--
|    |    |    |    |    |       VIII
--|----|----|----|----|----|--
|    x5   |    x4(11)    |       IX
--|----|----|----|----|----|--

Отдельный случай для аккордов, где есть 9+
Это так называемый «расщепленный» аккорд. Он несет в себе функции
и мажора, и минора, так как в нем присутствует и мажорная терция,
и увеличенная нона, совпадающая с минорной терцией. Как правило,
в нем также присутствует и 7-я ступень. Этот аккорд любил исполь-
зовать в своих композициях Джимми Хендрикс:

6    5    4    3    2    1
o1   |    o7   |    |    |
--|----|----|----|----|----|--
|    |    |    x3   |    |       I
E7/9+    --|----|----|----|----|----|--
|    x5   |    |    |    |       II
--|----|----|----|----|----|--
|    |    |    |    x7   x9+(m)  III
--|----|----|----|----|----|--

——————————————————————————-
Вопрос: что такое знаки «#» и «b» в обозначениях аккордов?

Ответ: «#» — это знак «диез», обозначающий повышение на пол-тона или на
один лад вниз по грифу.
«b» — это знак «бемоль», обозначающий понижение на пол-тона или на
один лад вверх по грифу.
Если эти знаки стоят сразу после буквы, обозначающей аккорд, то
повышается или понижается весь аккорд. апример: C# — это аккорд
«до-диез-мажор», который можно получить, сдвинув аккорд «до-мажор»
на один лад вниз по грифу. Если эти знаки стоят чуть выше, перед
цифрами, в этом случае они заменяют знаки «+» или «-«. Разница
только в том, что «+» или «-» ставятся не перед, а после цифр:

7/5+ то же, что 7#5;

7/9- то же, что 7b9 и т. д.
——————————————————————————-
Вопрос: в одной книге встретил аккорд Е11+ , а в таблице ТВС нет такой
ступени 11+ . Как же найти этот аккорд?

Ответ: Действительно, в некоторых джазовых школах встречается повышенная
ундецима 11+ . Легко догадаться, что она совпадает с пониженной
квинтой (5-), так как на грифе за 11 ступенью на следующем ладу
находится именно 5- . Поэтому аккорд E11+ гармонически будет
равен E7/5-
——————————————————————————-
Вопрос: Пользуясь ТВС, я построил аккорд Asus (то же, что A4) следующим
образом:

6    5    4    3    2    1
--|----|----|----|----|----|--
x1   x4   |    |    x5   x1      V
Asus       --|----|----|----|----|----|--
|    |    |    x3   |    |       VI
--|----|----|----|----|----|--
|    |    x1   |    |    |       VII
--|----|----|----|----|----|--

А он совершенно не вписывается в мелодию песни. В чем дело?

Ответ: Дело в том, что в этом аккорде не должно быть 3-й ступени. Аккорд
со знаком «sus» (или с цифрой 4) имеет 4-ю ступень, которая полу-
чается путем повышения 3-й ступени на пол-тона, или на один лад
вниз по грифу. Поэтому этот аккорд следует брать так:

6    5    4    3    2    1
--|----|----|----|----|----|--
x1   x4   |    |    x5   x1      V
Asus       --|----|----|----|----|----|--
|    |    |    |    |    |       VI
--|----|----|----|----|----|--
|    |    x1   x4   |    |       VII
--|----|----|----|----|----|--